Этой преемственности мужского начала соответствует еще более глубокая преемственность женского начала. Несомненно, начиная с 1960-х годов женский силуэт пережил настоящую революцию в связи с повсеместным и всеобщим распространением женских брюк. Но сколь бы ни был важен этот элемент одежды, он нисколько не обесценил традиционные знаки женского «приданого», то есть женского гардероба. В 1985 году во Франции было продано 19,5 миллиона женских брюк, но в то же время было продано и 37 миллионов платьев и юбок. За десять лет средний ритм покупок брюк вырос (в 1975 году потребление достигало 13 миллионов), но то же самое происходило и с платьями и юбками (в 1975-м потребление составило 25 миллионов). Начиная с 1981 года продажа платьев немного снизилась, зато продажа юбок увеличилась. Платья и юбки составляли 13,4% покупок одежды в 1953 году и 16% — в 1984-м; так что хотя женщины в массе своей приспособились носить брюки, они в то же время ни в коей мере не отказались от чисто женской части своего гардероба. Брюки не стали заменой архетипическим видам женской одежды, они теперь существуют наравне с ними, рядом с ними, как возможность дополнительного выбора. Эту длительную устойчивость специфически женского гардероба следует воспринимать не как некий инерционный пережиток, которому надлежит исчезнуть, а как условие большей свободы в одежде, предоставляющей теперь больше вариантов. Вот почему, несмотря на распространение брюк, платье продолжает свою модную карьеру; сохранение платья в гардеробе ни в коей мере не выражает продления жизни знакам женщины как второстепенного, младшего члена общества, но, напротив, отражает ее стремление к большей независимости в одежде в точном соответствии, разумеется, с классическими женскими пристрастиями к перемене внешнего вида, а также и с современным индивидуализмом, жаждущим большего выбора. В то же время платье позволяет специфическим образом подчеркнуть красоту и достоинства женского тела, сделать его воздушным, целомудренным или секси, продемонстрировать ноги, подчеркнуть притягательную силу силуэта: оно делает возможной «большую игру», равно как и проявление сдержанной скромности и скрытности. Если платье не встречает коллективного охлаждения, то лишь потому, что оно оказывается открытой традиционной одеждой, которую мода постоянно возносит, отвечая главнейшим чаяниям женщин: обрести способность обольщать и менять свой внешний вид.
Комментарии закрыты