Все новейшее искусство, отрицающее условности и возвеличивающее голую прозу, неотделимо от культа равенства, разрушения иерархии жанров, сюжетов и материалов. Таким образом, функционалистская эстетика зиждется на модернистских революционных и демократических ценностях: она требует вырвать предметы и вещи из-под власти украшательства, приказывает положить конец практике подражания примерам прошлого, призывает использовать простые обыденные материалы (производить матрас на кровать, настольные лампы из хромированной стали или из алюминия, а стулья, кресла и столы делать из металлических трубок Брейера, что впервые было осуществлено в 1925 году).
Упорный труд во славу равенства устранил знаки показного различия, легитимизировал употребление новых, «неблагородных» промышленных материалов, резко повысил ценность «подлинности» и «истинности» вещей. Функциональная красота, снискавшая социальное признание, при этом мало чем обязана идеологическим стратегиям преодоления социальных различий, она укоренена в технологиях промышленного производства товаров массового спроса, в авангардистском кипении и в революции эстетических ценностей, свойственных демократической эпохе.
Среди теоретических работ, посвященных анализу распространения модной формы в современных обществах, особое место занимают работы Ж. Бодрийяра, заслуга которого состоит в том, что он раньше других увидел в ней не эпифеномен (то есть вторичное, побочное явление), а становой хребет общества потребления. Осмыслив моду как явление и процесс потребления вне схемы ущемления свободы и навязывания псевдопотребностей, проанализировав эти явления в качестве общественной и социальной логики, а не в качестве манипуляций сознанием, Бодрийяр, без сомнения, смог хоть в чем-то поколебать марксистскую догму; Бодрийяру удалось придать теоретическое благородство и новую жизненную силу рассмотрению данного вопроса. Тексты Бодрийяра отличаются радикализмом гипотез и предельным вниманием к конкретному и реальному, они остаются обязательной отправной точкой для всякого теоретизирования по поводу моды в современных обществах.
Комментарии закрыты